gototopgototop
Рыбалка Снаряжение Ледобуры

Ледобуры

E-mail Печать PDF

Ледобуры для подледной рыбалки

Шнековая конструкция

Когда-то можно было встретить ледобуры различных конструкций, но в жесткой конкурентной борьбе победила шнековая. Шнек - это металлическая лента, расположенная спиралью вокруг штока, верхним концом она приварена к штоку, а нижним - к одному из ножей. Шнековый ледобур имеет два, три или четыре съемных ножа с диаметром от 90 до 200 мм, наклоненных к плоскости льда под углом 10-12°. Ледобуры отличаются друг от друга типом ножей, количеством винтов шнека и частотой их расположения, способом складывания, направлением вращения во время бурения, а также диаметром.

Какой диаметр ледобура предпочтительней?

Это зависит от того, какую рыбу вы собираетесь ловить. Для небольшой рыбы вполне сгодится бур диаметром 90-100 мм, которым, кстати, гораздо проще и быстрее бурить и можно сделать относительно много лунок. Скорость бурения имеет значение при спортивной рыбалке.

На окуня нужно готовить ледобур не меньше 110 мм, а лучше все приобрести универсальный бур на 120-130 мм, с помощью которого можно вытащить и окуня, и плотву, и судака, и другую рыбу средних размеров.

Если вы не желаете мелочиться и рассчитываете на крупного леща или щуку, то берите бур с диаметром 150 мм. В случае еще более серьезной рыбалки, когда ожидается, скажем, 15-килограммовая щука, пригодится ледобур, сверлящий лунки 175 или 200 мм.

Питерский, шведский или финский?

Приверженцев отечественных ледобуров до сих пор немало, особенно если учесть доступную цену этих изделий. Диаметр лунки у них самый ходовой - 130 мм, длины шнека хватает для бурения льда толщиной 70-80 см. Многим рыбакам нравится, что питерские ножи можно заточить самостоятельно. Шнек отечественного бура при сверлении вращается против часовой стрелки, и это можно отнести к недостаткам, поскольку большая часть усилий приходится на правую руку, которая сильно устает. Усталость мешает рыболову правильно играть со снастью, что важно при ловле, например, на "безмотыльную" мормышку, и результативность рыбалки заметно снижается.

Наибольшую популярность на нашем рынке завоевали шведские ледобуры фирмы ERIKSSON, они выпускаются под брендом Mora. Шведские буры, как и все прочие импортные, вращаются по часовой стрелке, разгружая правую руку. Они изготовлены из высококачественной стали, поэтому, при небольшой толщине, не гнутся и прочно держатся в местах соединений. Эмали, покрывающие шнек, устойчивы к механическому воздействию и рассчитаны не на один сезон. Ледобуры Mora бывают трех серий: Spiralen, Expert и Viking, каждая из которых включает несколько типоразмеров. Серии Expert и Viking оснащены "треугольными" сферическими ножами, изготовленными из знаменитой шведской нержавейки, закаленной до твердости HRC в 55-65 единиц. Ножи имеют сложную заводскую заточку в двух плоскостях и доводку в третьей. Пытаться затачивать их самому, мягко говоря, нежелательно: нож будет безнадежно испорчен. Комплект запасных ножей довольно дорог, но другого выбора нет. "Королевские" ледобуры Viking сверлят лед толщиной до 1,6 м.

Финские буры фирмы Rapala оснащены не ножами, а съемными режущими головками. Их основное достоинство заключается в том, что они позволяют бурить наклонные лунки. Можно приобрести бур среднего диаметра (115 мм), пробурить рядом три лунки, а потом, с помощью сферической головки, просверлить лед под углом и соединить три маленьких лунки в одну большую - оптимально даже для очень крупной рыбы. Унификация посадочных мест для съемных головок позволяет использовать на ледобуре меньшего диаметра большую головку: впрочем, увлекаться не стоит, поскольку слишком узкий шнек не сможет вытянуть ледяную крошку. Заточку режущих головок испортить так же легко, как и у "шведов", а стоит запасной комплект едва ли не вполовину от самого ледобура. Еще один недостаток импортной заточки: она мгновенно тупится при попадании бура в песок слишком близкого дна.

Мотоледобуры

В последнее время стремительно набирают популярность электро- и бензо- мотоледобуры. Это достаточно громозкое и тяжелое снаряжение, кроме того - в настоящее время мотоледобуры - достаточно дорогое удовольствие. Однако мотобуры, безусловно, облегчают жизнь рыболова, особенно в том случае, если приходится сверлить очень много лунок. Многие приверженцы ручных буров считают, что при сверлении лунки мотобуром - рыбак распугивает всю рыбу.

Самые популярные двигатели бензиновых мотобуров - двухтактные, в основном из-за своей дешевизны. Современные 4-х тактные отличаются пониженным выхлопом и отсутствием необходимости смешивания топливной смеси.

Для сверления лунок электробуром рыболовы обычно пользуются следующим способом. На снегоходе подъезжают к месту ловли и, не глуша мотор, используя кабель-удлинитель, сверлят необходимое количество лунок от внешнего источника - генератора работающего снегохода. В таком случае, аккумулятор электроледобура в процессе сверления льда не участвует и не разряжается. Чтобы просверлить лунки без лишнего шума, чтобы не распугать рыбу на мелководье или на расстоянии от заглушенного снегохода, используют штатную аккумуляторную батарею электроледобура.

Как обращаться с ледобуром?

После рыбалки стоит аккуратно протереть ножи насухо мягкой тряпочкой, даже если вы свято верите в качество импортной нержавейки.

Ни в коем случае не сбивайте с ножей лед! Если вы хотите предохранить их от обледенения, то после бурения лунок вкрутите ледобур в лед, чтобы он держался вертикально.

Нельзя также разогревать ножи огнем, чтобы растопить намерзший лед - от этого опускается закалка и нож перестает держать заточку.

Место соединения колен раскладного бура желательно смазывать маслом.

При переноске или перевозке ледобура пользуйтесь зачехляющим колпаком для ножей: они острые, легко могут порезать вас или ваших друзей-рыболов

0
��������
 

Авторизация

Погода в Омске

Яндекс.Погода

Баннер
Баннер
Баннер
Баннер