gototopgototop
Форум
Добро пожаловать, Гость
Логин: Пароль: Запомнить меня
  • Страница:
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5

ТЕМА: 84-й, Идем по Кодару

84-й, Идем по Кодару 08/03/2011 14:54 #8413

  • Тропик
  • Вне сайта
  • Старожил
  • Постов: 1598
  • Репутация: 12
Разбирал книжную полку, попался путевой дневник 84-го года, старая тетрадь в твердой обложке, компактного размера с засохшими комарами между страниц, спутниками того перехода…

Нужно сказать, что на Кодаре я был не раз и не два, и по работе и по спорту. Но запомнился первый переход. В далеком 84-м я сидел на кровати, в комнате общаги номер два Омского политехнического института. Сидел, практически, не реагируя на внешние раздражители. За моей спиной, над кроватью висела огромная физическая карта Советского Союза (светлая ему память). Знающие меня не один год люди понимали – Палыч в трансе. Это означало, что сначала я буду гипнотизировать карту, погружаясь в рельеф, высоты, броды, переходы. А потом я, тыкнув в точку на карте пальцем, исчезну, приблизительно на месяц, вернусь худой, бородатый, но счастливый.
Вернувшись я включался в мирскую жизнь, заряд полученный ТАМ, позволяет жить черной вороной среди остальных, ничем не отличаясь от масс. Но в тот раз всё случилось несколько иначе.
В этот раз я ткнул пальцем в горную систему с современным оледенением на юге Якутии. О ней мне ничего не было известно. Интернета тогда не было. Эта страна называлась Кодар.
Во временной континуум между тем как я ткнул пальцем в карту и между тем как поднял в воздух лайнер, со мной увязался товарищ. Удивлен, почему я тогда отказался от схемы Соло. Товарища звали Слава, сын Казахских степей с хохляцкой фамилией, мы вместе учились в одной группе. Около двух недель ушло на приобретение билетов, подготовку Славы и снаряжения. Сын степей был хорошо подготовлен физически, но «не нюхал» портянок, сапогов и прочей прозы жизни. Был проведен курс молодого бойца, научил наворачивать портянки, перешили немного часть снаряжения и т.д. Местность где проходила подготовка совсем не походила на местность броска. НО комары тут тестировали, пожалуй, почище Восточно-Сибирских. Когда их давишь, они аж хрустели. Несколько бросков были предприняты по разной местности в том числе и не характерной, но позволяющей выяснить недостатки одежды, обуви и рюкзаков, укладки. От моста в Нефтяниках, по левому берегу тянется болото за Солнечный. Тогда еще не было ни дач, ни пересекающей его асфальтированной дороги, ни гидронамывов. Это было дикое место посреди города. И когда мы прожили два года на левом берегу у этого самого болота, трудно вспомнить сколько уток из этого болота было съедено под вермут. Это самое болото, от шоссе и до конца за Солнечный мы прошли через тростник насквозь, порою в воде до подбородка, в положении «Рюкзак над головой». Но вот появились билеты. К этому времени поспел изготовленный Славиным отцом для сына медвежий нож. Слесарь он был от Бога. В одну ночь все сложено в рюкзаки.
Вот он день вылета. В аэропорт добираться было можно либо на автобусе с интервалом в час или на такси. В те времена автобусы ходили зачастую тогда когда хотели. Из Нефтяниках на Речной, к месту отправки автобуса в аэропорт мы прибыли с опозданием. Автобус ушел. Ждать следующий было нельзя, самолет ждать не будет. Метнулись к стоянке такси. Там, где у памятнику Ленину стоит сейчас цветочный магазин-таблетка, раньше была диспетчерская такси. Одеты мы были в робу, сапоги, очень коротко стрижены. Такие стрижки нам были привычны как борцам, но народ ходил волосатый. Первый же патруль нас тормознул, но посмотрев на документы и билеты, отпустил сразу, однако отняли-таки драгоценное время. Ловим такси и мчим в аэропорт, мимо проносится Птичья гавань, над гаванью зависший в небе борт. Всегда казалось в транспорте который двигается, что эти махины просто висят на месте, а не заходят на посадку. Прибыли, Регистрируемся и через час лайнер на высоте 10000 метров со скоростью 800 км. в час несет нас сначала в Читу, а оттуда двигаться нам в неизвестность.

Буду по мере сил дописывать, но кратко и уже по путевому дневнику…………
Последнее редактирование: 11/03/2011 04:14 от Тропик.

Re: 83-й, Идем по Кодару 08/03/2011 16:18 #8414

  • PILGRIM
  • Вне сайта
  • Старожил
  • Димафен
  • Постов: 2541
  • Репутация: 17
раньше была диспетчерская такси

Ага помню, там на против нее таксисты стояли всегда.
Очень интересная тема,ждем продолжения.
А на болотах вы проводили физическую подготовку?
А где находится Кодар? на карте можно ткнуть? Так будет интересней чтение, я всегда когда читаю стараюсь найти на карте те места про которые читаю. Так лучше вживаешься в происходящее.
Врагов нужно прощать, но только после того, как их повесят

Re: 83-й, Идем по Кодару 08/03/2011 16:25 #8415

  • Тропик
  • Вне сайта
  • Старожил
  • Постов: 1598
  • Репутация: 12
Это север читинской области, Ближайшая станция БАМ это Чара.
Последнее редактирование: 08/03/2011 16:36 от Тропик.

Re: 83-й, Идем по Кодару 09/03/2011 05:37 #8424

  • Тунгус
  • Вне сайта
  • Старожил
  • Постов: 1437
  • Репутация: 7
Тропик, начало очень заинтриговало, буду ждать с нетерпением продолжения!!!
Буду по мере сил дописывать, но кратко и уже по путевому дневнику…………

а можно так же подробно читая сейчас это вступление, украшенное различными художественными оборотами и подробностями, прямо вырисовывает картинку в воображении и будто бы не читаешь, а смотришь видео запись того времени посему если возможно пишите более подробно, ну очень заинтересовали!

Re: 83-й, Идем по Кодару 09/03/2011 16:18 #8429

  • Саныч
  • Вне сайта
  • Администрация форума
  • Александр
  • Постов: 5551
  • Репутация: 30
Как всегда красиво написано, с нетерпением жду продолжения!

Re: 83-й, Идем по Кодару 10/03/2011 13:02 #8444

  • Тунгус
  • Вне сайта
  • Старожил
  • Постов: 1437
  • Репутация: 7
Тропик, а продолжение то скоро будет? или только затравка прошла и все?

Re: 83-й, Идем по Кодару 10/03/2011 13:24 #8446

  • Тропик
  • Вне сайта
  • Старожил
  • Постов: 1598
  • Репутация: 12
обязательно будет. ЩА неожиданно время меня поджало - дела. Раскручусь - допишу.

Re: 83-й, Идем по Кодару 10/03/2011 13:33 #8447

  • Тунгус
  • Вне сайта
  • Старожил
  • Постов: 1437
  • Репутация: 7
Жду с нетерпением

Re: 83-й, Идем по Кодару 10/03/2011 15:36 #8450

  • Тропик
  • Вне сайта
  • Старожил
  • Постов: 1598
  • Репутация: 12


31 июля мы прилетаем в Читу в три часа утра по местному времени. Сходу ломимся в кассу. Билеты взять не удалось. В те давние времена, в отличии он нынешних, аэропорты и большие и малые, как правило, были переполнены. Это случалось вовсе не потому что не было билетов или люди сидели, как крепостные привязанные к дому. Просто люди летали. Борта поднимались и садились, в них не было пустых мест.
01/08. Весь день потрачен на приобретение билетов. Билеты до Чары (а именно туда нам нужно было добраться из Читы как к точке старта) приобрести было трудно, но в общем можно. Я пользовал обычно два приема. Просто очередь работала не долго. Через какое-то время она змеясь начинала становиться и двойной и тройной в ширину-полноту. А у амбразуры уже не зевай, затопчут или ототрут. Прием номер один. Миллиметр, за миллиметром, без кипиша продвигаешься вперед. Тише едешь, дальше будешь – как не странно, такое скрадывание амбразуры, в разложившейся и уже не работающей очереди всегда позволяло приблизиться к амбразуре кассы гораздо быстрее чем нахрапом. Кассиру было безразлично, что там за границей прутьев арматуры окна отделявшего ее от пассажиров. Все страсти были снаружи и для кассира они не имели ровно никакого значения. Увидела документ, услышала выкрик куда и когда, передача денег, обратно сдача и билеты, отвергла или осчастливила. Следующий…
Но периодически бывали моменты (тянущиеся часами), когда градус в кассовом узле поднимался настолько, что мог закончиться потасовкой. Очередь как класс уже не существовала, это был улей. Все гудели и пробиться к амбразуре было сложно. Тогда работал еще один способ. Я одевал рюкзак, зажимал в руке паспорт, в паспорте деньги и примерно в пяти метрах занимал правильную позицию и холоднокровно выжидал. Рюкзак килограмм 25-27. Идешь на месяц и это не много, но для описываемого события – самое то. «Самое то» заключалось в том, что внимательно наблюдаем за ульем, потом начинает хрюкать громкая связь о чем-то оповещающая пассажиров. Люди прекращали жужжать, пытаясь вслушаться, иногда забавно, как бакланы на бенче вытягивая шеи и группой развернув головы в сторону вещающего колокола. Кто-то пытался выбраться из толпы. Отвратительная была озвучка. Можно было хорошо слышать снаружи зала, но не слышать в зале оглохнув и наоборот. Так вот когда бакланы отвлеклись, я с живостью молодого ягуарчика, максимально разогнавшись на пятаке, как нож в масло, врубался в улей до самой кассы закрывая собой амбразуру, намертво вцепляясь свободной рукой в прутья решетки и вбрасывая другой документы и деньги, при этом четко, членораздельно, громко и без тени колебаний выдавал пункт назначения. Рюкзак прекрасно демпфирует удары в спину и ломает кулаки сильно ретивых уложенными твердыми элементами снаряжения уложенными снаружи и прикрытыми только слоем брезента. Оторвать же меня от решетки КМС по САМБО было практически не возможно. Иногда все проходило цивилизованно. Одним словом билеты взяли. На рейс в Чару как то особо тщательно трясли пассажиров. Тогда не было никакого терроризма. Но были «закрытые районы», и фильтровали пассажиров с особой тщательностью. Нет ли патронов, нет ли взрывчатки рыбу глушить. Особенно таких как мы, в робе и сапогах. Две толстых, но бодрых девахи в синей форме, при поддержки усатого седого сержанта милиции накинулись на мой баул, недавно обеспечивший нас билетами. Но как только они открыли и поняли, что верхняя треть этого рюкзака - это сухари, то досмотр прекратили. Сказали что-то типа «бедненькие вы, идите уже скорее, куда же вы летите». Короче, я тогда так и не понял что у них там синхронно срослось в головах, но Славин медвежий ятаган они не нашли и мы в 19 часов местного времени, последним бортом улетели на Чару. Через 1 час 35 минут самолет заложил резкий вираж и пошел на снижение. Впечатлила картина где заболоченная долина чары кончается и встают стеной заснеженные горы разрезанные тремя узкими глубокими ущелий. Успеваю понять что два левых - это Левый и Средний Сакуканы. По ним нам предстоит двигаться в глубь этой горной страны. Самолет приземляется. Местный административный ресурс работал в те времена и по отрывочным сведениям, некоторые группы тогда заворачивали без разговора назад. Район закрыт - и трындец – все объяснение. Поэтому, после высадки всех на полосу и следовании толпы к деревянному зданию Аэропорта через заросший травой пустырь, мы уходим в дыру в ограждении полосы которую я приметил еще пока наш небесный ишачек тормозил лаптями и реверсом на полосе. Чар две. Новая Чара – это станция БАМа, новый поселок и Старая Чара или просто Чара – старый поселок сохранившийся с ГУЛАГовских времен и в то время являвшийся центром цивилизации всех местных рудников и лагерей коих тут было не мало. В чем еще предстояло потом убедиться не раз встречая остатки лагерей, некоторые из них были в состоянии – хоть сейчас народ загоняй, хотя по остаткам газет и некоторого скарба было понятно что вакантны уже продолжительное время, лет 15-20 точно.
Оторвались, вышли к речушке. Отаборились. Вернее просто развели костерок, на полиэтилен спальник и этим же полиэтиленом сверху – вот такой лагерь. В этом походе палатки не были предусмотрены. Уже вечер. Жужжат кровососы, очень тепло. Есть немного времени расслабиться, покушать, отдохнуть. Цедим чай с вафлями. Воздух смолист и чист. Горы в прозрачном воздухе кажутся совсем рядом, хочется их потрогать рукой. Какая-то волна тепла зависла над долинкой где мы стоим. В спальники залезали в одних трусах. Мы тогда не знали- что это последнее тепло до самого самолета который унесет нас обратно…
Последнее редактирование: 10/03/2011 15:37 от Тропик.

Re: 83-й, Идем по Кодару 11/03/2011 03:32 #8451

  • Саныч
  • Вне сайта
  • Администрация форума
  • Александр
  • Постов: 5551
  • Репутация: 30
Мы тогда не знали- что это последнее тепло до самого самолета который унесет нас обратно… 

Чувствую приключения только только начинаются

Re: 83-й, Идем по Кодару 11/03/2011 04:20 #8454

  • Тропик
  • Вне сайта
  • Старожил
  • Постов: 1598
  • Репутация: 12
PILGRIM написал:
раньше была диспетчерская такси

А на болотах вы проводили физическую подготовку?

Нет, тогда с физой у нас было хорошо. Напарник КМС по классической (ныне греко-римской), я - по самбо. А вот навыки некоторые передать напарнику и обоим проверить обувь, снарягу, одежу было полезно. Сейчас многие вещи улыбают, а тогда было иначе. Но об этом в теле повествования постепенно буду мысль раскрывать.
Последнее редактирование: 11/03/2011 04:22 от Тропик.

Re: 83-й, Идем по Кодару 11/03/2011 05:55 #8455

  • Тропик
  • Вне сайта
  • Старожил
  • Постов: 1598
  • Репутация: 12
БОЛОТА

Проснулся я посреди ночи от барабанной дроби. Барабанил дождь по полиэтилену которым был накрыт спальник. Дождь был не сильный, но капли крупные. Они срывались с веток ближних лиственниц и сосен образовываясь из конденсата густейшего тумана накрывшего табор. Снова забился в душный спальник - камарье зверствовало. Оставил только узкую щель для дыхания.

Утром встали поздно в 7 часов. Вроде выспались. Спальник у меня был добротный, набитый не ватином и не синтипоном, а какой-то неведомой фигней, чем-то средним между ними. Нужно заметить, что прослужил он мне долгие годы, несмотря на всю его простоту и кондовость. Прослужил бы дольше, но как-то уже на Сахалине, я сжег его кислотой из треснувшего аккумулятора.
Пока кашеварили и подходили к табору вчера, выяснилось, что я не сделал укрепление места крепления лямок рюкзака, опасаюсь, что в пути придется делать ремонт. Напарник тоже не сделал ряд работ по снаряжению, что уже сейчас мешает. В домашнем, пусть и общажном уюте, все как-то не представляется критичным и важным, отодвигается на потом. А тайге ей глубоко фиолетово, что и куда ты отодвинул. У нее свой устав и ты либо живешь по нему, либо уходишь из нее (лучший вариант), либо просто сдохнешь. Обнаружили, что не взяли жир для готовки и не восполнили все продукты которые буквально за день до вылета в пакетах погрызли мыши. Все это промелькнуло в сознании и улетучилось.

Стоит туман. На открытых местах видимость метров 150-200. Гор не видать. Дождь кончился. Все мокрое и вызывает локальный ливень при прикосновении к любому кусту или деревцу. Сворачиваем табор и покидаем речку Анаргу, на которой мы так хорошо переночевали. Возвратились к поселку и по грунтовке, с северной стороны обошли его. Далее идем на запад -юго-запад по грунтовке, местами она заболочена, но в целом идти удобно. Дошли до р. Средний Сакукан. Перебродили реку. Глубина по пояс, песчаное дно, растительности почти нет. Скорость течения чуть меньше метра в секунду, ширина метров 25. Берег песчаный поросший лиственничным лесом метров 10 высотой и диаметром сантиметров 20-25. Встречается очень много бекасов и каких-то больших куликов. После брода отжались, отдохнули.
Я иду в дождевике из прорезиненной ткани – это самая неудачная часть моего снаряжения. Замечателен для рыбалки или охоты в лодке, но совершенно непригоден для дальних, пеших передвижений. По простоте душевной и временному скудоумию на период его выбора, я решил, что он хорошо защитит от дождя. Так и есть. НО под ним ты сам мокрый насквозь, как цуцик, от собственного пота. Как только ты остановишься, уже через несколько секунд, остывающий плащ забирает твое тепло, те самые необходимые тебе джоули, те самые калории которые ты только недавно влил в организм скудной походно пайкой. Но это я пойму позднее, в первый день я им страшно доволен, потому как сняв его, пройдя 50 метров – вымок сразу и насквозь от падающих капель. Кроме того, прорезиненный плащ – тяжел. Не позволительно тяжел для трудных переходов. Все это я осознаю позднее.

Рацион у нас спартанский, но выверенный в граммах и калориях и просчитанный заранее. Но вот жир мы забыли и не все восполнили. Уже на второй день понимаю, что нужно больше брать с собой углеводов. Вот вафель взято всего 0,8 кг на человека, а они идут отлично, горючка для тела что нужно. Нужно было брать килограмма 2-3…
В сапогах поменял перед вылетом стельки, лучше бы оставил проверенные. Да и вообще - брать только проверенное нужно. Чувствую, что стелькам дней через 5 будет каюк. Без них худо.

Немного отвлекшись, вспоминаю, как в процессе сборов, напарник спросил мол, какую из приготовленных книг ему взять. Перед ним лежало три толстых интересных книги. Я покрутил пальцем у виска. Зачем они? Как–же, а читать на привале – последовал ответ. Я попытался объяснить, что такой возможности не будет и не встретил понимания. Позднее, когда мы через несколько дней пережидали непогоду в верховьях среднего Сакукана, в полуразвалившейся зимовушке, Слава там оставил книгу, зеркало сделанное ил отполированного металла толщиной три миллиметра, килограммовую пачку соли… На диване все легкое.

Идем по хвойному лиственничному лесу. Сосны и ели уже нет. Немного ольхи и мелкой уродливой карликовой березы. Долинка, по которой идем, немного холмится. Встречаются озера. Все как стаканы круглы, диаметром 200-300 метров с отвесными бережками. Они не мертвы, рыба играет, берега поросли кувшинками. Метеоритные какие-то кратеры, заполненные водой. Что интересно, так это почти полное отсутствие кома

Справа периодически просматривается так называемые Пески. Урочище Пески – уникум типа, барханы 10 километров и т.д. Откуда? Все эти восклицания и эпитеты с вопросами вымучены на диване. Я, выросший в горняцком городке, с громадным карьером, сразу узнаю в этом урочище-чуде света банальные песчаные отвалы.
Прошли где-то около 5 озер и стала попадаться ель с сосной, местность сильнее холмится. Неожиданно выходим на берег реки Верхний Сакукан. Левый берег, на котором мы стоим, высокий и обрывистый. Обнаруживаю остатки какой-то «горнодобычи»: узкоколейка уходящая в пески, тачка, амперметр, признаки электростанции, сгоревшие бараки, железные печки вросшие уже в землю, остатки зоны. Все подтверждает версию про отвалы. Да я и так был в этом уверен.

www.sdauria.ru/fotogalery/fotog36.html Попался в сети линк с иллюстрациями песков.

Место хорошее. Решаем табориться, да и вечер уже. Надо подкрепиться и раны зализать. За день прошли 20 километров со всеми петлями которые намотали. Устали.
Ночью шел дождь. Ночью всегда идет дождь. Дождь идет в это время года и днем, часто одну половину дня. Старая привычка все упаковывать в полиэтилен здорово выручает. Полиэтилена для укрытия типа навес, мало, нужно и в длину не 2, а 2,5 метра и пошире, что бы и под себя, и по диагонали над собой хватало. Делаем нодью, навесы по обе стороны, ночуем. Так как полиэтилен навеса короткий, то боковым ветром все же спальники намочило. Утром теряем время на сушку.

Ширина реки тут метров 40 с песчаными намывами. Течение сильное. Форсируем с трудом, у противоположного берега глубина резко возрастает, мне по грудь. Все неожиданно. Течение меня просто слизывает и уже на рефлексах, буквально баттерфляем несколькими мощными рывками выбираюсь на берег. Семафорю Славе, где ему лучше перейти, что бы в эту же яму не угодить и что бы шел с посохом. С ним легче – упираешься третей точкой. В дальнейшем до совсем уже скальной части маршрута посох это наш неразлучный спутник. С ним легче, особенно на переправах или при ходьбе по курумам, преодолении каменных речек. Нас двое. Мы не можем себе позволить роскошь вывиха или перелома. Второй не вынесет первого, нужно быть реалистами. Единственное реальное решение – выйти к людям за помощью, а второму дождаться. Так вот обездвиженному еще нужно ДОЖДАТЬСЯ, при этом не стать кормом медведям, воронам и прочим сусликам.

После верхнего Сакукана пошли мари, дорога очень тяжелая. Километра через 3-4 встретили безымянную речушку-ручей. В ней стоит хариус. Перед речкой встретилось хорошее озерко метров триста диаметром, за ним сосняк. Потом опять зебра лес-болото-лес-болото и километра через 4 выходим к зимовью. Там какие то люди и транспорт. Обходим людей проходим дальше и попадаем на пучок дорог, выбираем северного направления и идем по ней, встречаем режимные скважины читинского геолуправления и избушку их же постоянного поста – пост пустой. Вышли снова на берег Верхнего Сакукана. Отаборились – уже было 21 час. Все - дороги все закончились, мы готовы идти вглубь ущелья. Болота выматывают капитально.
Последнее редактирование: 11/03/2011 08:05 от Тропик.

Re: 83-й, Идем по Кодару 11/03/2011 06:15 #8456

  • Варяг
  • Вне сайта
  • Завсегдатай
  • Александр
  • Постов: 267
  • Репутация: 2
Высший пилотаж, читаю что аж дух перехватывает, жду продолжения

Re: 83-й, Идем по Кодару 11/03/2011 07:22 #8461

  • Саныч
  • Вне сайта
  • Администрация форума
  • Александр
  • Постов: 5551
  • Репутация: 30
А хариуса то по дороге ловили? или время было рассчитано и нельзя было отклоняться от графика? Оружие какое-нибудь с собой брали?

Re: 83-й, Идем по Кодару 11/03/2011 07:39 #8463

  • Тропик
  • Вне сайта
  • Старожил
  • Постов: 1598
  • Репутация: 12
Нет оружие не брали. Тогда не был терроризма, но вне сезона с оружием тауда попасть было проблематично - я отмечал как шмонали как раз на этот предмет. Да и не в этом дело. Оружие это 5 килограмм (с патронами чехлами) бесполезного, паразитного груза. Я глубоко убежден, что летом оно, тем более в походе нахрен не нужно. В походе ты идешь и скарб несешь, местность тяжелая, как ты этим ружьем воспользуешься? На случай опасности - да никак. Через некоторое время оно у тебя будет куда то приторочено и непригодно для оперативного использования. На таборе обороняться? - от кого. У тебя костер - никакой зверь не подойдет к костру. А если медведь решил таки тебя съесть и будет на тебя охотиться, он тебя съест. На еду настрелять? Кого? рябчиков бесхвостых. Проще и эффективнее рогатку с собой взять. Только не будет у тебя времени на эту развлекуху. Потом дальше из описания поймешь. Хариуса тоже не ловили. Времени на это попросту не было. Ты каждый день должен двигаться вперед иначе тот корм который у тебя не в реке плавает а ЕСТЬ - закончится. Да и смотри - дождь начинается, река сразу вспухает, мутная совершенно. Вот она тихая была, а вот уже булыганы катит и бревна плывут. Неудачное время было для похода явно.
Движение занимает весь день. С перекусом в обед. Вечером отабориться нужно, а это тоже непрерывная работа, негров нет рядом на подхвате. Таборишься за два часа до темноты. Нодью срубил, подлатался перекусил, уже темно, нужно восстанавливаться. Это пару ночек у костра побалогурить можно на открытии и то на третью ночь в вырубоне будешь если днем не отдыхать. А теперь попробуй поприседай весь день с грузом, а потом две ночи не поспи нормально - на третий день приседать не смолжешь. Были дни - их наверное два было - когда тупо отстаивались, пережидая непогоду, потому как идти вперед нельзя. И речка вроде рядом, но ведь непогода, да и подлататься надо, просто восстановиться. если куда то заброситься и там бичевать - тогда да, удочки ружо и прочее, баб еще можно взять, тоже неплохо. А тут...
  • Страница:
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
Время создания страницы: 0.44 секунд
Баннер
Баннер
Баннер
Баннер